В Копейске впервые за 20 лет построят новую школу
Жители поселка РМЗ приняли участие в общественных слушаниях, посвященных строительству нового здания МОУ СОШ № 16.
Первые шаги
Родители, дети и педагоги далеко не всегда сходятся во мнениях относительно учебного процесса, но уж в чем они наверняка проявляют солидарность, так это в том, что школьное обучение в две смены причиняет детям немало неудобств. Особенно нелегко приходится тем, кто учится во вторую смену: на уроки ребенок идет порядком уставший после утренних секций и кружков, домой возвращается в зимние месяцы затемно. Вечером на подготовку домашнего задания нет ни сил, ни времени, а в первую половину дня уроки проверить некому — родители на работе.
Двусменный режим работы – мера вынужденная: школам всей страны (и Копейск не исключение) не хватает помещений. Дело дошло до того, что впору третью смену организовывать — детей-то рождается все больше, образовательные учреждения переполнены. Между тем, школа в нашем городе в последний раз была построена около двадцати лет назад.
В общем, не зря президент страны дал поручение губернаторам разобраться с давно назревшей проблемой — деньги на ее решение нашлись даже в нынешнее кризисное время. Копейск тоже участвует в федеральной программе: в центральной части города до 2020 года появятся пристрои к школам № 1, 7, 9, 42 и 48, а в поселке РМЗ будет возведена просторная школа под прежним номером — № 16.
Планы на первый взгляд кажутся далекими, однако 21 сентября в шестнадцатой школе, чьи ветхие стены укреплены металлическими швеллерами, состоялись общественные слушания – мероприятие, которое является первым шагом на пути к строительству любого социально значимого объекта, предваряющее работы по его проектированию. Обсудить детали предстоящей стройки собрались родители поселковых школьников, представители городской администрации и гости — архитекторы из института «Челябинскгражданпроект».
Не место красит школу
Действующая школа № 16 признана ограниченно пригодной для проведения учебного процесса – такой вердикт вынесли специалисты независимой экспертизы после того, как в здании был проведен масштабный капитальный ремонт. Сколько оно еще продюжит, прежде чем станет потенциально опасным для нахождения в нем детей, сказать не берется никто — может, через год-другой эксперты безапелляционно запретят его эксплуатацию. Острая ситуация требует оперативных действий: в ближайшие месяцы должен быть сделан проект, чтобы весной строители смогли зайти на выбранную площадку и начать работу.
Как раз таки место будущей стройплощадки и стало предметом разногласий между родителями и строителями.
Представители родительской общественности интересовались, где будет построено новое здание – на территории действующей школы или же где-то в другом месте. По словам Сергея Курунова, начальника проектной мастерской института «Челябинскгражданпроект», учебному заведению придется сменить дислокацию:
— Новая школа должна быть рассчитана на перспективу — количество учебных мест нужно планировать с запасом, поэтому предполагается, что в ней будут учиться порядка 1000-1100 детей. По существующим санитарным нормам учреждению такой вместимости требуется территория в 3,3-3,5 гектара. Территория действующей школы, к сожалению, значительно меньше — здесь можно построить образовательное учреждение всего на триста человек. Мы отсмотрели несколько площадок — требованиям удовлетворила только одна из них, в микрорайоне Тугайкуль.
— Но там же болотистая местность! — недоумевали родители.
К полемике подключилась Ольга Зюзенкова, главный инженер проекта:
— Вы живете в очень сложных гидрогенных и экологических условиях. В поселке РМЗ с одной стороны находятся подработанные шахтерами территории, с другой — угольные пласты, которые когда-то, возможно, пойдут в разработку, а на тугайкульской площадке выработок нет. Поэтому, кроме как на Тугайкуле, строить школу негде.
Уйти от воды несложно — это вполне решаемый технический вопрос. Там есть другая проблема — это железная дорога, которая проходит рядом и представляет потенциальную опасность для детей. Как разрешить эту задачу, предстоит подумать. Либо железную дорогу ликвидируют – по имеющимся у нас данным, составы по ней проходят очень редко, буквально два раза в год, либо, если она останется, будут сделан переход через пути — подземный или надземный. В таком случае доступ на рельсы будет закрыт с помощью ограждения.
— Но почему бы не расширить существующую пришкольную территорию за счет расселения нескольких частных домов?
Сергей Сергеев, заместитель начальника управления строительства администрации КГО:
— Когда мы попытались получить 3,3 Га приростом к имеющейся территории, оказалось, что сделать это практически невозможно. С некоторыми владельцами частных домов, не желающих переезжать в новое жилье, еще идут суды — они могут тянуться годами, а времени у нас нет, потому что нужно не выпасть из федеральной программы из-за затянувшихся сроков подготовки проектной документации. К тому же проектировщики нам официально ответили, что даже если в нашем распоряжении окажется территория вплоть до дворца культуры, на ней не получится поместить здание новой школы так, чтобы соблюсти нормы инсоляции помещений — дети не должны учиться в полутьме. Территорию рядом с мастерскими тоже использовать нельзя — сразу за ними проходит граница подработки.
Ирина Шилина, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации КГО:
— Согласна, предложенная нами площадка не всем покажется удобной. Но есть еще и такой аспект: если бы новое здание строилось на территории старой школы, эту старую школу пришлось бы закрыть — не учиться же детям на стройплощадке. А так они будут продолжать обучение в привычном режиме. Понятно, что ученикам, живущим в южной части поселка РМЗ, придется преодолевать довольно значительное расстояние до новой школы № 16. Но эта задача тоже решаема: вполне возможно организовать подвоз детей общественным транспортом или муниципальными школьными автобусами — транспортная схема тоже вносится в проект планировки.
Более 24 процентов российских школ работают в две смены, во вторую смену учатся почти 2,5 миллиона школьников, 17 тысяч учеников — в третью смену.
Чтобы перевести школьников Южного Урала на односменное обучение, потребуется порядка 19 млрд 162 млн рублей – на эти деньги, выделенные из бюджета, будет построено 44 школы и реконструировано 24 общеобразовательных учреждения. Строительство ведется за счет областных средств, подготовку проектной документации оплачивают муниципалитеты. Новые школы будут построены в Челябинске, Копейске, Магнитогорске Златоусте, Миассе, в Сосновском районе.
Проект в подробностях
Школы нынче строятся совсем не такие, как десятилетия назад — в этом смогли убедиться корреспонденты «Копейского рабочего», изучив документацию, представленную для ознакомления на общественных слушаниях специалистами «Челябинскгражданпроекта» и управления архитектуры и градостроительства.
Если тендер на проектирование выиграют челябинские проектировщики, то школа в поселке РМЗ будет построена по самым современным стандартам. Четырехэтажное здание на 1000-1100 учеников, рассчитанное на 40 классов, планируется оснастить двумя лифтами и несколькими санузлами для маломобильных групп населения, а также новейшим инженерно-техническим оборудованием. Что еще будет размещено в новом здании? Посмотрим поэтажно.
1 этаж: царство первоклашек – классные кабинеты для самых маленьких учеников, две комнаты отдыха (спальни) для детей, посещающих продленку – одна для девочек, другая для мальчиков, овальный спортивно-игровой зал, душевые, игровые комнаты. Кроме этого, на первом этаже расположится актовый зал, в непосредственной близости от него — кладовая декораций и костюмерная. Гардеробы предполагаются раздельные — для младших школьников и для учеников среднего звена. Здесь же, на нижнем этаже, в мастерских по металлообработке и обработке древесины будут проходить уроки технологии для мальчишек.
2 этаж: кабинеты учеников 2-3 классов, административные помещения — директорская, учительская, кабинет завуча начальной школы, кабинеты учителей-предметников, где будут получать знания ученики 5-11 классов. Старшеклассники не будут пересекаться с малышами —два возрастных блока предполагается разделить двумя просторными спортзалами.
3 этаж: поскольку спортзалы имеют высоту в два этажа, разделение между младшими и старшими школьниками сохраняется и здесь — по одну сторону от залов будут учиться третье- и четвероклассники, по другую — дети постарше. На третьем этаже разместится кабинет заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
4 этаж: девчонкам, чтобы попасть на уроки технологии, придется побегать по лестницам или ездить на лифте, поскольку мастерскую по обработке тканей оборудуют на верхнем этаже. Здесь же на плане значатся кабинеты для старшеклассников, а еще — тренажерный зал и библиотека с читальным залом.
Конечно же, родителям и учителям хотелось бы знать, когда школа откроет двери ученикам. Ольга Зюзенкова предположила, что строительство начнется уже следующей весной — проведениетендера на выбор проектной и подрядной организаций, экспертиза проекта и последующее получение разрешения на строительство должны занять не более полугода, поскольку объект находится под губернаторским патронатом. Сама стройка по нормативам занимает чуть больше года, но, вполне возможно, подрядчики управятся и быстрее — к примеру, каждая десятиэтажка в Тугайкуле
вырастала всего лишь за девять месяцев. Примерный срок, когда здание новой школы № 16 будет введено в эксплуатацию — 2017 год при условии своевременного бюджетного финансирования.
Работы проводились в рамках программы «Инициативное бюджетирование» на территории между домами 15Б и 18Б по улице Калинина в Копейском городском округе.
В редакцию часто поступают вопросы от читателей о подключении отопления. Заместитель главы Копейского городского округа по жилищно-коммунальным вопросам Александр Филиппов рассказал, куда нужно об...