Копейский журналист побывал на фестивале гончарного искусства
Учредителем фестиваля выступило Министерство культуры Челябинской области, организатором – ОГБУК «Челябинский государственный центр народного творчества».
Уникальный творческий акт
Мастера, работающие с глиной, ориентируются на древние традиции. Сегодня керамисты предпочитают работу с живым огнем, изучая примитивные обжиги, оставшиеся в наследство от древних или этнических ремесленников.
- «Высокий огонь» в наши дни стал для керамистов объединяющим фактором, - рассказывает специалист по декоративно-прикладному творчеству в направлении «керамика» Челябинского государственного центра народного творчества Ольга Наконечнова. – Он позволяет художникам-керамистам встречаться, работать вместе, топить печи, переживать связанные с этим приключения, открывать их после многодневного обжига. Работа с живым огнем и архаическими типами печей – главный тренд современной керамики. Управляя огнем, керамист может добиться желаемой деформации сосуда, возникновения фактур, потеков глазурей, тончайших градаций цвета черепка, матовости или блеска. Контакт мастера с огнем превращается в уникальный творческий акт.
Областной фестиваль-конкурс керамики «Живой огонь – 2022» проводится в третий раз и уже успел стать доброй традицией. Мастера из соседних областей с радостью принимают в нем участие. Фестиваль способствует развитию мастерства, общению керамистов, подогревает интерес гостей и зрителей к искусству керамики.
- В конкурсе принимают участие более 30 мастеров из Челябинской и Свердловской областей, - продолжает Ольга Викторовна. – Мастера соревнуются между собой. Также для участников мероприятия был проведен круглый стол. Тема – «Особенности художественного декорирования керамики». Во время заседания обсуждали новые техники и материалы.
Площадка для старта
В рамках фестиваля керамики «Живой огонь – 2022» был проведен мастер-класс по изготовлению свистулек. Однако добиться звукоизвлечения крайне сложно – изделие всегда получается разным. Звук может быть пронзительным, оглушающим, глухим, тихим. Все зависит от формы получившихся отверстий. Он поступает в камеру, после чего резко меняет направление.
- Свистульку мне захотелось сделать лет в 15, - говорит художник-керамист Лариса Балханова. – Я нашла книгу, ознакомилась с технологией изготовления. Но, несмотря на отчаянные попытки, не получалось ничего. В неистовстве кидала глину в стены. В конце концов, решила разобраться досконально. Это действительно принесло плоды – постепенно ситуация прояснилась. Сейчас на мастер-классах регулярно обучаю керамистов. У меня только одна цель – чтобы свистуличное дело не умерло.
Палочка, которой изготовляется свистулька, называется пичужка. Это очень красивое – исконно русское понятие. Емкость внутри свистульки имеет термин пустырня. Говоря современным языком – «пустое место».
- Стараюсь делиться с ребятами опытом, - улыбается художник-керамист. – Причем, бесплатно – без какой бы то ни было корысти. Важно, чтобы подрастала смена и была готова площадка для старта.
Женское хобби
Изначально керамикой занимались в основном мужчины. Однако сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.
- Таким модным ремеслом я увлеклась четыре года назад, - рассказывает 27-летняя участница из Копейска Виктория Кузьмина. – Правда, влюбилась в него не с первого, а со второго взгляда. В первый раз вроде результат был, но самой мне не слишком понравилось. В то время в Челябинском центре народного творчества у меня работала подруга. Она разрешала приезжать по выходным и лепить из глины все, что угодно. Было приятно работать с пластичным и податливым материалом. Иногда казалось, что я не просто леплю, а создаю что-то живое.
Виктория участвовала в самом первом фестивале «Живой огонь». Но там ей не удалось в полной мере проявить себя. В нынешнем году она попробовала иные техники. Получилось значительно лучше. Обе ее работы отражали тематику «Время». Изделие представляло собой чашу. Внутри был изображен череп с надписью «Думай о смерти». Вторая работа имела вид знака бесконечности. На нем девушка изобразила символы, идущие от жизни к смерти. Начиналось все с растений, животных, заканчивалось – костями, надгробными камнями, воронами.
- Сейчас жюри удалилось на совещание, - пожимает плечами копейчанка. – Но я, если честно, абсолютно расслаблена. Для меня – участие важнее. У нас, прежде всего, коллектив единомышленников. Нам приятно находиться вместе, наблюдать за тем, как мы развиваемся. Если кто-то достиг успеха, другие испытывают не зависть, а радость. Конечно, грустно, когда изделие не получается, но это не главное. Опыт дороже.
21 ноября в Доме культуры имени Кирова прошло торжественное мероприятие, посвященное самому тепл...
В рамках творческого состязания в центральной городской библиотеке состоялось торжественное нагр...
На вопросы «как привить любовь к чтению», «исчезает ли писательский зуд» и «какая самая популярн...
В главном финансовом документе страны увеличивается финансирование всех социальных и экономических обязательств.
Ежегодно в ноябре в Копейском городском округе проводится межведомственная профилактическая акция «Я и закон». В рамках этого мероприятия для молодых людей города в филиале Копейского политехничес...