16+
17 октября 2017 11:58

Астана: национальное достояние республики

Продолжение рассказа корреспондента «Копейского рабочего» побывавшего в столице Казахстана.

Астана
Автор: Людмила Гейман Фото: Фото автора

В прошлых выпусках «записок путешественника» уже было отмечено, что столицу Республики Казахстан называют городом мира. И это не просто слова: в 1999 году Астана действительно награждена медалью ЮНЕСКО и получила официально статус «Город Мира». Тем не менее здесь чтят национальные традиции и национальную казахскую культуру. А символом единства различных религий и многочисленных культур республики стал Дворец Мира и Согласия, куда мы и отправились в наш второй экскурсионный день.

Восьмое чудо света

Дворец Мира и Согласия (его еще называют просто «Пирамида») по праву считается восьмым чудом света. Первым, кто предложил этот смелый проект, был президент Казахстана

Нурсултан Назарбаев. Уникально, что гигантская пирамида выстроена в строгом соответствии с правилом золотого сечения: протяженность одной стороны, заложенной в основании, равняется общей высоте сооружения – 62 метра. Дворец расположился на площади 28 тысяч кв.метров и поместил внутри себя оперный зал, залы для конференций, Тюркскую академию, центр современного искусства, музей национальных костюмов и еще очень много всего.

Я уже говорила о том, что в Астане наблюдается склонность что-либо символизировать. Не стала исключением и пирамида. Подземная часть сооружения (или, как говорит гид, «нулевой этаж») выстроена в темных тонах, что символизирует нижний мир. Часть здания, занимающая среднее положение, выполнена в белых тонах (символ мира), а венчает дворец стеклянный купол – символ безграничного неба. Величие и изящество сооружению придает интересная верхняя часть, выполненная в виде витража, на котором изображены голуби. Количество птиц — 130, это по числу символизирует все народности, проживающие в Республике Казахстан.


Обойти все залы нам не позволяло время, поэтому мы побывали лишь в некоторых.

Например, в оперном (он же концертный) зале. Он красиво оформлен в золотых тонах со вставками темно-вишневого цвета. Оконный проем вверху концертного помещения представляет собой окно-солнце. Зал может вместить около 1350 зрителей. При этом в нем есть 25 помещений, используемых в качестве гримерок. Есть и президентская ложа. Оркестровая яма рассчитана на 80 музыкантов.

Поистине дух захватывает при посещении зала, который называется «Колыбель», он расположен в самой верхней части пирамиды. Сначала мы поднялись на лифте на восьмой этаж.

Кстати, о лифте следует сказать отдельно. Все лифты внутри пирамиды движутся не только вверх-вниз, но и одновременно вбок. Что, впрочем, логично, если учесть конфигурацию всего здания. Подняться в «Колыбель» можно также на лифте, но не простом, а стеклянном, двигается он тоже по диагонали.

Мы предпочли лифту пеший ход - по винтовой лестнице,вдоль которой расположился великолепный зимний сад.

Здесь представлены растения со всего мира, и это зрелище завораживает. В самом зале, где проходят конференции и встречи на самом высоком уровне, мы, пока слушали экскурсовода, расположились на белоснежных стульях вокруг круглого огромного и опять же белоснежного стола. Удалось посидеть даже на «особом» стуле - месте, которое занимает президент республики Нурсултан Назарбаев.

Наш экскурсовод также рассказала, что в ночное время витраж на вершине пирамиды подсвечивается изнутри, что создает впечатление светлого пути к единству, миру и согласию. Вообще Дворец Мира и Согласия, это уникальное сооружение, созданное руками людей из стали, стекла, алюминия и других современных материалов, просто восхищает.


Где замерла история

После посещения Дворца Мира и Согласия наш путь пролегал в Национальный музей Республики Казахстан – самый молодой и самый крупный музей в Центральной Азии.

Астана получила его в преддверии своего 16-летия, то есть в 2014 году. Музей находится на главной площади страны - площади Независимости, гармонично вписываясь в единый архитектурный ансамбль с «Казак Елы», Дворцом Независимости, Дворцом Мира и Согласия, соборной мечетью «Хазрет Султан» и Национальным университетом искусств. Он поражает своими масштабами и возможностями. В огромном сооружении множество залов: Астаны, Независимого Казахстана, зал золота, зал древней и средневековой истории, зал современной истории, зал этнографии, зал искусства

Нашу немногочисленную группу поручили симпатичному молодому гиду-казаху, бойко говорившему по-русски. И вот мы входим в музей… И сразу, в первом же огромном зале (или холле?), видим наверху огромного в золотом цвете парящего орла. Над ним висит золотой шар. Издалека эти два экспоната под потолком напоминают фрагмент национального флага Казахстана. Забегая вперед, скажу, что орел не просто так висит: в определенное время в зале начинается шоу с его участием. Орел расправляет крылья, взмахивает ими и покачивается, будто в воздушных потоках неба. И все это на фоне величественной музыки и световой иллюминации. Зрелище поистине завораживающее. Не удивительно, что во время шоу практически все посетители музея, туристы скапливаются именно в этом зале, с интересом наблюдают и фотографируют.


В сопровождении гида кратко знакомимся с художественным достоянием музея в виде картин: это и триптих «Вечная страна», и выставка художников Казахстана и ближнего зарубежья «Ардала», и многое другое. Рассматриваем скульптуры национальных героев.

Один из них – легендарный казахский акын Джамбуд Джабаев, который в сентябре 1941 года, когда фашисты замкнули Ленинград в блокадное кольцо, написал поэму «Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя».

Идем дальше. В зале ней и средневековой истории привлек внимание макет древнего жилища казахов. Юрта построена из камня, бревен и земли (это уже позднее стены юрт выполнялись как деревянная «решетка», покрытая кошмой). А вот древние орудия труда, посуда, шаманский инструмент - все дышит тысячелетней историей. Мы едва успеваем воспринимать на слух рассказ экскурсовода. Он поведал, например, что старинные казахские кувшины использовались для мытья в банях, а найдены они, кувшины, в могильниках недалеко от города Павлодара. А останки лошадей, национальные ювелирные изделия и оружие были обнаружены на территории РФ, недалеко от Оренбурга, и переданы Республике Казахстан.


Кстати, о лошадях. Им посвящена значительная площадь зала - макеты удивительно похожи на настоящих животных. Все они покрыты попонами, расшитыми золотом, у большинства морды скрыты за кожаными масками. Наш гид поведал, что золотые украшения в средние века были в основном на лошадях, а не на людях, это свидетельствовало о богатстве рода.

А маски нужны были для того, чтобы скрыть раны лошади, потому что по большей части это были боевые кони. И если хозяин боевого коня погибал, то в могилу вместе с ним клали и его коня, предварительно убив его ударом в голову. Кстати, многие макеты лошадей украшены рогами архара. В понимании казахов архар являлся чистым животным, стоящим на ступеньку выше к Всевышнему, чем человек.


Золотой человек

Наибольшее впечатление на нас произвел зал золота. Он является сокровищницей  и хранилищем уникальных ценных артефактов, найденных на территории Казахстана. В экспозиции представлены золотые изделия, охватывающие временной период от эпохи бронзы до Золотой Орды.

Зал Золота состоит из двух разделов. Наиболее ярким проявлением культуры ранних кочевников сакского времени является «скифская триада» – стандартные образцы оружия, конской упряжи и предметов искусства, найденные в знаменитых сакских могильниках. Но более всего туристов поражает легендарный «Золотой человек» с его тысячами золотых деталей. Он обнаружен в семидесятых годах прошлого века при раскопках кургана Иссык возле города Алма-Ата.

Находка датируется V-IV вв. до н.э. и включает более 4 тысяч золотых изделий, выполненных в разнообразной технике. На сегодняшний день Иссыкский «Золотой человек», ставший сенсацией и символом (опять символом!) независимости Казахстана, известен всему миру. Во втором разделе зала золота можно увидеть еще семь золотых воинов, найденных на территории Казахстана. Экскурсовод описал нам их одежду и мелкие детали, объяснил их смысл. Самый последний «Золотой человек» - сарматская женщина — найден в Западном Казахстане в курганном комплексе Таксай-1.


От древности до современности

Сложно пересказать все, что мы увидели. Кроме древних экспонатов в Национальном музее в Астане есть и современные. Они представлены не только в зале современного искусства, но и в залах Астаны и Независимого Казахстана. Здесь можно рассмотреть огромный  макет строительства Астаны. Создается впечатление, что один зал переходит в другой, и объединяют их изображения президента Назарбаева.

А вот выставка достояний города. Экспонатов множество, в том числе мы могли полюбоваться настоящими золотыми слитками. Оказывается, на территории Астаны производят свыше 25 тонн золота и свыше 50 тонн серебра в год. Для экспозиций используются современные выставочные технологии: уникальный изогнутый экран, медиапол, динамичный макет центральной части современной Астаны, многочисленные медиаэкраны, голограммы, светодиодная LED-техника, сенсорные киоски, мультимедийный гид. В музее имеются центр по консервации и реставрации, лаборатории с уникальным реставрационным оборудованием, безопасные фондохранилища, отвечающие мировым стандартам в хранении музейных артефактов. 

Ну и, конечно, как обойтись без магазина сувениров? Многие наши туристы там приобретали различные изображения, статуэтки, национальную посуду. Я же прикупила симпатичный замшевый рюкзачок, украшенный традиционным казахским орнаментом. Пригодится, да и - на память.

(Окончание следует)

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
28 марта 2024 18:00 В Челябинске появится новый жилой комплекс

ЖК «ГРАНИ» расположился в самом центре города. 

28 марта 2024 17:30 Победители викторины получили ключи от машин

28 марта состоялось вручение ключей от машин победителям викторины «Всей семьей за Копейск».

Новости СМИ2