16+
08 июня 2018 08:25

Дети есть, но им некогда. Откровения соцработника

Социальный работник Галина Соломатина сегодня отмечает профессиональный праздник, а через несколько месяцев отметит юбилей – четверть века в профессии. За эти годы из памяти стерлись некоторые имена дедушек и бабушек, о которых заботилась Галина Валентиновна, но все лица и судьбы (за двадцать четыре трудовых года их число перевалило за сотню) помнятся ясно. 
Социальный работник
Автор: Светлана Полежаева

Рабочие будни

Будние дни соцработника начинаются с похода по магазинам. К концу утреннего «забега» в руках Галины Валентиновны оказываются две-три увесистых сумки с продуктами, которые нужно доставить клиентам, живущим на значительном расстоянии друг от друга. Потом, если потребуется, она, невысокая хрупкая женщина, пойдет на второй, а иногда и на третий заход.

Случается, что домой социальный работник добирается только в седьмом часу вечера.

Я слушаю рассказ о рабочем распорядке моей собеседницы и недоумеваю: неужели ей никогда не хотелось поменять сферу деятельности, выбрав для себя дело, менее затратное в физическом и эмоциональном плане?

Галина Валентиновна, будто сняв с языка мой вопрос, говорит:

- По правде говоря, я в 2010 году увольнялась – из-за того что зарплаты у нас в учреждении были маленькие, на уровне прожиточного минимума. Это уж потом их подняли, спасибо Путину.

Хотела на завод устроиться, да простудилась – так сильно, что неделю с постели встать не могла. К тому моменту, как выздоровела, вакансия на производстве уже закрылась. Так что спустя десять дней «вольного плавания» я вернулась обратно, в комплексный центр соцобслуживания населения.

Это было уже второе ее неудавшееся расставание с профессией. Первое случилось в самом начале трудового пути.


Все познается в сравнении

В профессию, как это часто бывает, Галина Валентиновна попала по воле случая. По образованию она – мастер производственного обучения швейного дела.

- Наш курс стал первым, не получившим обязательного распределения, - вспоминает она. – Шел 1992 год. Это было ужасное время для всей страны – время растерянности и отчаяния, безнадеги и полнейшей неопределенности. Мы, молодые специалисты, с горечью обнаружили, что никому и нигде не нужны. В профтехучилище, где я должна была приступить к обучению будущих портных, меня не взяли – его дирекция была озабочена тем, как сохранить имеющиеся кадры. Пришлось встать на учет в центр занятости. Там мне и предложили временно, на полгодика, устроиться в соцслужбу.

Поначалу Галина своей работы стеснялась. Ей, молодой девчонке, думалось, что знакомые, узнав, с чего начался ее трудовой путь, начнут над ней подтрунивать: «Та еще работенка – по бабушкам ходить». Поэтому, как только представилась возможность, она перешла в ателье – и проработала там несколько месяцев за бесплатно. Хозяин швейной мастерской не то оказался мошенником, не то не смог удержать бизнес на плаву в бурных водах младого капитализма, но факт остается фактом: он не выплатил сотрудникам ни копейки. Тут уж она взглянула на нелегкий, не дающий ощутимых материальных благ и «непрестижный» труд социального работника иными глазами – он давал столь необходимую в эпоху передряг стабильность.


На автобусе за хлебушком

Галину приняли уже не на временную, а на постоянную работу. Дали участок в поселке 201-й шахты, который начинался с ныне снесенного «татарбарака» на улице Забойщиков и оканчивался бараком на повороте к поселку Бажово. В ее зону ответственности входила и параллельно идущая улица Леси Украинки.

- Не трудно вам было, Галина Валентиновна, работать в частном секторе, где толком ни асфальта, ни освещения не имелось?

- Грязь и темнота – это, поверьте, ерунда. Хлопот добавляло то обстоятельство, что в поселке был единственный магазин, в котором в 90-е годы ассортимент был скуднее скудного. Даже за хлебом, дефицитным товаром той поры, приходилось ездить в центр Копейска, потому что было совершенно непонятно, когда его привезут в местный магазинчик и привезут ли вообще.

Я тогда худышка была, сорок семь килограммов весила. Зайду в хлебный отдел, втиснусь в толпу и кричу, раскрыв перед собой удостоверение: «Пропустите, я соцработник». Народ в очереди нервничает: «Ходят тут всякие, полные руки набирают – того и гляди нам не хватит». Я же, заполучив заветные восемь буханок, по одной на каждого из своих стариков, бегу на автобус – мне еще так много нужно успеть…


Как родные

Постепенно работа ее затянула. Стеснительность из-за мнимой «непрестижности» социальной работы уступила место искреннему желанию помогать немощным землякам и, наверное, в конце концов переросла в потребность сопереживать, облегчать, насколько это возможно, быт тех, кто слаб физически или тяжело болен.

В последние несколько лет Галина Валентиновна трудится преимущественно в центральной части города. Ее клиенты живут на проспекте Ильича, в переулке Свободы, на улице Заводской, Полевой и Томилова. Еще два человека остались в поселке 201-й шахты.

- Да, ездить приходится далеко, но не могу же я бросить своих посельчан – они мне уже как родные стали, - констатирует она.

«Как родные» - это не преувеличение. С одной из бабушек, как и с дочерью пенсионерки, за семь лет регулярных встреч у Галины сложилась настоящая дружба. Они подолгу не могут наговориться, делятся житейскими премудростями и, конечно, знают практически все о семейных делах друг друга. Да и с другими копейчанами, которых соцработник взяла под свое крыло, налажены самые добрые отношения.

- В моей памяти хранится целый кладезь историй, которые мне рассказывали мои подопечные, - говорит социальный работник. – Я до сих пор поражаюсь мужеству Михаила Грабовских, который прошел через концлагерь, и удивляюсь стойкости Ольги Лазар, на чью долю выпало десять лет сталинских лагерей. Ее посадили совсем юной. За что? За то, что ее брата, без вести пропавшего на фронте, сочли дезертиром. Жаль, что этих замечательных людей уже нет на белом свете.

Интересно, успели ли они передать потомкам свои воспоминания? Странно думать, что я, посторонний, по сути, человек, могу знать о судьбах чьих-то отцов и матерей больше, чем их дети.


«Моя стихия»

Труд социального работника с годами не теряет своей востребованности. С течением времени участок Галины Соломатиной, как и других ее коллег, значительно вырос. Сейчас она обслуживает четырнадцать человек, плюс еще одного-двоих, если кто-то из соцработников уходит в отпуск или на больничный. В круг ее обязанностей, помимо доставки товаров первой необходимости и лекарств, входит помощь в приготовлении пищи и в оформлении документов – тех же субсидий на ЖКУ. Случается, что и помогает проводить подопечных в последний путь – не по должностной инструкции, а по зову души.

- Галина Валентиновна, вас не удивляет тот факт, что в нашем городе так много одиноких людей, о которых некому позаботиться? – спрашиваю социального работника в конце нашей беседы.

- Чему тут удивляться? – отвечает она. – Дети пожилых людей обычно работают, не покладая рук. Увы, но ежедневные визиты к родителям для большинства из них являются непозволительной роскошью. И нельзя их за это винить – сегодня жизнь такая, что темп сбавлять нельзя, иначе потеряешь конкурентоспособность. Они не бросают отцов и матерей, приезжают к ним по выходным, помогают навести порядок в доме, привозят продукты с длительным сроком хранения. Одинокие в полном смысле этого слова копейчане тоже есть, но их относительно немного.

Сегодня Галина Соломатина точно знает, что с профессией не расстанется – будет трудиться до тех пор, пока хватит сил.

- Социальная работа, важность которой я по молодости недооценивала, в конце концов стала моей стихией. Я привыкла общаться с людьми, дорожу этим общением и нуждаюсь в нем так же, как клиенты нуждаются во встречах со мной. Так что даже и не знаю, кто из нас получает больше – мои подопечные или я сама.

Этими добрыми словами и завершилась наша недолгая беседа – Галине Валентиновне пора было возвращаться на свой участок. Старики ждут. 

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
29 марта 2024 18:22 Научная конференция объединила промышленников, ученых и органы власти в Челябинске

Столица Южного Урала стала местом проведения конференции «Золото. Полиметаллы. XXI век: устойчивое развитие».

29 марта 2024 18:00 Кража трубопроводных кранов в Копейске

 Сотрудники отдела МВД России в Копейске задержали подозреваемого в хищении трубопроводных кранов. Представитель строительной компании сообщил о пропаже 200 кранов стоимостью более 118 тысяч рубл...

Новости СМИ2