16+
25 марта 2015 07:07

Копейчанка Клавдия Кардакова: «Мы жили впроголодь, но упорно учились»

В прошлом году Клавдия Федоровна Кардакова, отличник народного образования, отметила свой 90-летний юбилей. Многие годы она отдала работе в школе поселка Железнодорожного, у ветерана 42 года педагогического стажа.  Воспоминания о трудных военных годах принесла в редакцию сноха Клавдии Федоровны Людмила Михайловна.
Клавдия Федоровна Кардакова
Автор: Людмила Гейман

В прошлом году Клавдия Федоровна Кардакова, отличник народного образования, отметила свой 90-летний юбилей. Многие годы она отдала работе в школе поселка Железнодорожного, у ветерана 42 года педагогического стажа.  Воспоминания о трудных военных годах принесла в редакцию сноха Клавдии Федоровны Людмила Михайловна.

«Шла война. В первые же ее дни мой отец Федор Хомяков ушел защищать Родину. В 1942 году, когда я закончила 7 классов, к нам в деревню Лаврушата Шабалинского района Кировской области приехали люди агитировать учиться в  педучилище. Нужны были учителя, потому что многие ушли на фронт. В то время часть нашей школы была отдана под лазарет, поэтому филиал Кировского педучилища открыли в соседнем селе. Там и организовали первый курс училища, куда стали набирать студентов.

Я работала в поле, когда пришли агитаторы. В школе я училась хорошо и мечтала продолжить образование. Но когда я рассказала маме, что хочу учиться дальше, она ответила, что не в состоянии одна прокормить семью (а в семье было  нас, детей, четверо да старенькая бабушка). И не отпустила. Мы с подругой Глашей стали работать на скотном дворе, дали нам по 12 голов телят. Вставали в пять утра и шли на скотный двор, готовили корм для телят. Намывали картошку и закладывали в огромные котлы, заливали водой и варили на печи. Воду таскали из колодца. Как картошка сварится, толкли ее огромным деревянным пестом. Глаша была постарше и поэтому руководила всей работой. Сено и солому приносили в больших плетюхах и раскладывали в кормушки. Всю зиму я работала на скотном дворе, а весной телят выгнали на луга, и Глаша одна стала ухаживать за ними.

Я заработала трудодни, и мне выдали много зерна, которого на следующую зиму должно было хватить. И я опять стала уговаривать маму, чтобы отпустила учиться. «Ладно, пиши заявление», — наконец сказала она. Я очень обрадовалась. Получила программу вступительных экзаменов, впереди было лето на подготовку.  Но готовиться пришлось урывками, так как председатель послал меня на строительство военного аэродрома. Работали на площадке, возили грунт для выравнивания взлетно-посадочной полосы.

Когда наступил срок сдачи экзаменов, я отпросилась у начальника стройки и утром, солнце еще не взошло, побежала  до дома. Бежать было далеко, я бежала целый день, аж ноги горели — обуви  не было, босиком приходилось. Оставалось еще 6 километров, я забежала в деревню Фомиха, где жила моя тетя, сестра папы. Она меня накормила, отпарила намозоленные ноги и намазала чем-то, чтобы не болели. И снова я побежала.

Сдавать надо было четыре экзамена. Собралась утром на экзамены, а обуви нет: ботинки стали малы. Пришлось наложить в резиновые калоши тряпочек, чтобы ноги не терли, так в галошах и пошла в соседнее село за 16 километров. Письменные экзамены сдала на пять, а устные на четыре. Радости моей не было предела! Меня сразу же выбрали старостой группы. В обязанности старосты входило писать списки по всем предметам, следить за ведением журналов, распределять учебники. И самое ответственное задание — выдавать карточки на питание всей группе. В группе было 30 человек, а учебников мало, надо было каждый учебник распределять на 3-4 человека. Питание скудное, одежда ветхая, но у всех была такая жажда учиться! Через три года (выпуск был ускоренный) я успешно окончила училище. Война уже закончилась, и мы с подругой Фаиной как лучшие ученицы получили направление в город Киров. А на выпускном вечере мне не довелось танцевать: открылись язвы на ногах, все лето пролежала в больнице. Спасла меня путевка в санаторий «Цхалтубо», где мне вылечили ноги».

На этом воспоминания прерываются. Как рассказала Людмила Михайловна Кардакова, сноха  педагога-ветерана, Клавдия Федоровна  с 1945 года работала в школах Кировской области, была директором сельской школы. В 1955 году вышла замуж и переехала в Челябинскую область, где до самой пенсии работала в школе № 32 (тогда это была ведомственная школа №132 Южно-Уральской железной дороги).  В 1970 году ей присвоено звание «Отличник народного образования». Воспитала двух сыновей и дочь.  

— Всю жизнь Клавдия Федоровна трудилась не покладая рук, — рассказывает Людмила Михайловна. — Ее ученики до сих пор вспоминают, какой при ней был замечательный школьный сад. Да и дом, где она жила с семьей, всегда был образцовым. На ее участке всегда росли самые лучшие овощи и фрукты, красивые цветы, а какие она делала заготовки!  Очень добрая и приветливая со всеми. Ее до сих пор навещают бывшие ученики.

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
Новости СМИ2