О самом важном. Педагог-дефектолог размышляет о развитии детей

01 Июня 2019 10:46 - автор Людмила Гейман

В середине мая в Челябинске, в «Областном центре диагностики и консультирования» состоялся областной конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог года», направленный на поддержку инновационных разработок в области работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В конкурсе приняли участие 14 специалистов, десять из них вышли в финал. В рамках конкурсных испытаний они продемонстрировали мастерство проведения коррекционно-развивающих занятий, умение вести дискуссию, общую культуру и эрудицию. Семнадцатого мая состоялась церемония награждения призеров и победителя. Нам, копейчанам, приятно, что абсолютным победителем первого в области конкурса такого ранга стала учитель-дефектолог детского сада №15 КГО Ирина Вишнякова.

О самом важном. Педагог-дефектолог размышляет о развитии детей

Вишнякова Ирина Владимировна родилась в городе Коркино. По первому образованию – учитель начальных классов, преподаватель ИЗО. В 2010 году окончила факультет коррекционной педагогики по специальности «дошкольная педагогика и психология», специалист по работе с детьми с ОВЗ. В Копейске проживает с 2001 года, работала в школе преподавателем ИЗО, затем в детском саду №53 коррекционным воспитателем, с 2013 года – в детском саду №15 специалистом-дефектологом. Замужем, имеет двух взрослых сыновей.

Кто они – особые дети?

- Ирина Владимировна, некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог в детском саду. Другим же приходится соприкоснуться с данным специалистом. В чем заключается работа дефектолога в детском саду? Каковые его функции?

- Дефектолог – это специалист, который работает с особыми детьми: имеющими нарушения зрения, слуха, с задержкой психического развития. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. Категория деток, с которыми занимаются в нашем детском заду, - ЗПР, то есть с задержкой психического развития.

Окружающий мир и развитие речи – так называется наше направление. Плюс формирование элементарных математических представлений. И конечно, развитие психических процессов и развитие мелкой моторики.

Как у дефектолога у меня есть группа сопровождения. Мы можем проконсультировать родителей, посмотреть ребенка с согласия родителей именно комиссией. В комиссию входят педагог-психолог, старший воспитатель (председатель нашего ПМПК), логопед и дефектолог. Мы можем оказать помощь любому ребенку. Но конкретно мои функциональные обязанности – это группа, она разновозрастная, в которую входят только дети, в отношении которых после обследования ПМПК дается заключение:

«Адаптированная программа для ребенка с задержкой психического развития». В группе 14 человек, из них шесть ребят в этом году – уже выпускники.

- Как проводите занятия – все вместе или индивидуально?

- Занятия проводятся по подгруппам. Утром, например, у меня занятия по окружающему миру с одной подгруппой, а вторая идет к логопеду. Потом меняются. Так ребята лучше воспринимают занятия, учитывается индивидуальный подход к ребенку. Когда занятия по подгруппам заканчиваются, у них могут быть фронтальные занятия, например, музыкальное или физкультурное. Потом я беру детей на индивидуальные занятия. Они проходят недолго, в среднем по 15 минут, могу объединить детей парами или по трое.


Больше движения и больше внимания

- Каковы, на ваш взгляд, причины, что достаточно много современных детей отстают в развитии?

- Бывает, ребенок часто болеет. Или случаются какие-то психологические травмы в семье. Все это тоже может нанести урон ребенку. И вот он, самый главный показатель, что что-то с ребенком не так, - он не усваивает программу. Тогда мы предлагаем родителям посмотреть ребенка на нашем ПМПК. Если нужен дефектолог или логопед, а чаще всего психолог, он может взять его на три месяца. Если за три месяца нет динамики, направляем на медкомиссию. Часто бывает, например: ребенок не слушает на занятиях, а у него просто нарушен слух. То есть все очень индивидуально.

Часто причиной того, что дети отстают в развитии, является гиперопека со стороны родителей. У нас есть шестилетний ребенок, которого папа заносит в группу на руках, раздевает его сам. В итоге у ребенка не развивается мелкая моторика. Давайте вспомним: раньше дети сами застегивали пуговицы, зашнуровывали ботинки, подметали веником, играли в песочнице, строили из камней крепости... А сейчас родители боятся, что ребенок испачкается, поэтому надо гулять спокойно. А на одежде и обуви у него очень удобные липучки, застегивать не надо. В итоге пальчики не развиваются, а с мелкой моторикой связан и речевой центр. В свою очередь задержка речевого развития влечет задержку психического, все взаимосвязано. Ну и беда нашего времени - это телефоны и компьютеры. Когда ребенок не общается, закрыт в этих игрушках.

- Получается детям не хватает общения, в том числе самого главного общения – с родителями? Почему это происходит?

- Чаще всего родители просто замотаны на работе, у них элементарно нет времени. Пришла мама домой усталая, сготовила ужин и падает у телевизора. Ребенок накормлен-напоен – и ладно, пусть мультик смотрит. С одной стороны, понять таких родителей можно, но с другой… Понимаете, этот период, от года до пяти-шести лет, настолько короткий, и он никогда не повторится. Когда ребенок, подрастая, активно познает мир, у него появляются осмысленные фразы, он задает вопросы, стараясь понять процессы в жизни, в природе. Красный цветок, пестрая птичка – все это для него красиво, и все это надо с ним проговаривать. Так же и в математике, когда дети начинают свои пальчики считать, понимать цифры, получать удовольствие, если получилось построить домик из счетных палочек.

Однажды я ехала из Челябинска в маршрутке. Рядом сидели бабушка с внуком. И они пели старую детскую песенку «На лугу пасутся ко…». Ребенок пел, а я наслаждалась ребенком. Потому что он общается, спрашивает и получает ответы на свои вопросы. Кто пасется – козы, кони, коровы? Он познает мир! К нам часто приходит дети, которые в пять лет из домашних животных знают только кошку. Приходится начинать с самого элементарного, мы учим ребенка играть, потому что дети познают мир через игру. И вот в практической деятельности начинают проявляться навыки: умение обследовать предмет, делать какие-то выводы. Моя задача при этом не дать кучу знаний, а «запустить процесс» у ребенка. То есть у него появляется интерес к окружающему миру.

Профессионализм и любовь к детям

- Какими качествами должен обладать специалист-дефектолог?

- Самое первое – это профессионализм. Педагог-дефектолог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и найти способы их компенсации. Второе – любовь к детям, умение воспринимать их такими, каковы они есть. Когда ребенок сидит тихо – это неправильный ребенок. Он должен быть подвижен, глазки должны блестеть от интереса. Ты должен стать ребенку другом, чтобы он тебе поверил.

Важно умение работать в коллективе. Если есть команда, идет закрепление материала, то успех будет полнее. Что еще? Терпение, способность не раздражаться - все это, думаю, входит в понятие «любовь к детям». Иначе ты никакой не педагог.

- Союз с родителями для дефектолога важен?

- Безусловно. Только совместно можно добиться успеха. Поэтому проводим занятия с родителями. Например, принесли на занятия лего, кубики, прищепки. Сначала «играем» с родителями, как они привыкли. Потом учим, как можно играть со цветом, обучая одновременно ребенка: построили башню только из красных кубиков, или сделали бусы для мам из красных и желтых прищепок. Или делимся секретами, как с детками учить стихи. Словом, разные занятия.

Конкурс как стимул к развитию

- Ирина Владимировна, расскажите о конкурсе. Как готовились, как он проходил?

- Это был первый в Челябинской области конкурс специалистов-дефектологов. Инициатором нашего участия в нем стала директор городского диагностического центра Лариса Геннадьевна Жилина. У меня были сомнения по теоретической базе, потому что я все-таки больше практик. Решили все же попробовать. Создали команду из специалистов нашего детсада и детского сада №53, выбрали направление и стали готовиться. Сроки были очень сжатые: заявление мы отправили 27 апреля, а 16 мая уже конкурс. Но у нас было много методических наработок, так что особо ничего придумывать не надо было. Первый этап был заочным, мы отправили эссе и портфолио. Когда узнали, что прошли на очный этап, стали готовить занятие и мастер-класс.

Участницей конкурса была я, но поехали большой командой в 11 человек, потому что занятие и мастер-класс мы показывали не на детях, а на взрослых. Чтобы показать специфику работы, коррекционные приемы, методы, наши педагоги играли каждый свою роль. Например, одна «девочка» была гиперактивная, она постоянно ходила по сцене и ничего не понимала, и я должна была показать, как скорректировать ее поведение.

Другая, наоборот, очень зажатая, боится, что у нее ничего не получается. Словом, надо было демонстрировать разные методы и приемы.

На «круглом столе» с нами работали два члена жюри, они задавали вопросы, которые нам заранее не были известны, только тема: «Особенности коррекционного и инклюзивного образования в России на сегодня». Можно было свободно высказываться, доказывать свою точку зрения, апеллировать другим участникам беседы. За 40 минут члены жюри должны были оценить уровень подготовки, терминологию, культуру общения, насколько специалист следит за новинками и так далее.

- Поздравляем вас с победой! Теперь вы будете представлять Челябинскую область на общероссийском конкурсе, когда он состоится?

- Подготовка уже началась, до 1 сентября необходимо отправить материалы на заочный этап. Очный состоится со 2 по 4 октября 2019 года в Москве. Курировать нас будет областной центр диагностики. Специалист центра Екатерина Геннадьевна Зотова будет нам помогать.

За поздравления спасибо. Хочу сказать, что в конкурсе приняли участие сильные специалисты. На втором месте оказалась учитель-логопед из Челябинска, на третьем – учитель-логопед из Верхнеуральского района.

В заключение хочу сказать, что во многих детских садах, и в нашем, в частности, хорошо поставлена работа по поддержке коррекционных педагогов. Я имею в виду, в частности, вопросы обеспечения (кабинет, методическое оснащение). Хочется сказать спасибо за это нашему директору Татьяне Вадимовне Золотаревой. Дефектологи, логопеды вносят очень важный вклад в развитие ребенка. Потому что если эти проблемы не решать в раннем детстве, они будут расти как снежный ком. Мы помогаем родителям, чтобы их дети развивались и в будущем стали полноценными членами общества. 

  

Поделиться

Комментарии

Ваше имя:

Материалы рубрики

Новости