16+
26 июля 2022 08:21

Копейский журналист побывал на фестивале гончарного искусства

16 июля в парке исторической реконструкции «Гардарика» состоялся III Областной фестиваль-конкурс керамики «Живой огонь – 2022».
Копейский журналист побывал на фестивале гончарного искусства
Автор: Александр Василенко Фото: Александр Василенко

Учредителем фестиваля выступило Министерство культуры Челябинской области, организатором – ОГБУК «Челябинский государственный центр народного творчества».


Уникальный творческий акт

Мастера, работающие с глиной, ориентируются на древние традиции. Сегодня керамисты предпочитают работу с живым огнем, изучая примитивные обжиги, оставшиеся в наследство от древних или этнических ремесленников.

- «Высокий огонь» в наши дни стал для керамистов объединяющим фактором, - рассказывает специалист по декоративно-прикладному творчеству в направлении «керамика» Челябинского государственного центра народного творчества Ольга Наконечнова. – Он позволяет художникам-керамистам встречаться, работать вместе, топить печи, переживать связанные с этим приключения, открывать их после многодневного обжига. Работа с живым огнем и архаическими типами печей – главный тренд современной керамики. Управляя огнем, керамист может добиться желаемой деформации сосуда, возникновения фактур, потеков глазурей, тончайших градаций цвета черепка, матовости или блеска. Контакт мастера с огнем превращается в уникальный творческий акт.

6.jpg

Областной фестиваль-конкурс керамики «Живой огонь – 2022» проводится в третий раз и уже успел стать доброй традицией. Мастера из соседних областей с радостью принимают в нем участие. Фестиваль способствует развитию мастерства, общению керамистов, подогревает интерес гостей и зрителей к искусству керамики.

- В конкурсе принимают участие более 30 мастеров из Челябинской и Свердловской областей, - продолжает Ольга Викторовна. – Мастера соревнуются между собой. Также для участников мероприятия был проведен круглый стол. Тема – «Особенности художественного декорирования керамики». Во время заседания обсуждали новые техники и материалы.

 

Площадка для старта

В рамках фестиваля керамики «Живой огонь – 2022» был проведен мастер-класс по изготовлению свистулек. Однако добиться звукоизвлечения крайне сложно – изделие всегда получается разным. Звук может быть пронзительным, оглушающим, глухим, тихим. Все зависит от формы получившихся отверстий. Он поступает в камеру, после чего резко меняет направление.

3.jpg

- Свистульку мне захотелось сделать лет в 15, - говорит художник-керамист Лариса Балханова. – Я нашла книгу, ознакомилась с технологией изготовления. Но, несмотря на отчаянные попытки, не получалось ничего. В неистовстве кидала глину в стены. В конце концов, решила разобраться досконально. Это действительно принесло плоды – постепенно ситуация прояснилась. Сейчас на мастер-классах регулярно обучаю керамистов. У меня только одна цель – чтобы свистуличное дело не умерло.

Палочка, которой изготовляется свистулька, называется пичужка. Это очень красивое – исконно русское понятие. Емкость внутри свистульки имеет термин пустырня. Говоря современным языком – «пустое место».

- Стараюсь делиться с ребятами опытом, - улыбается художник-керамист. – Причем, бесплатно – без какой бы то ни было корысти. Важно, чтобы подрастала смена и была готова площадка для старта.

 

 

Женское хобби

Изначально керамикой занимались в основном мужчины. Однако сегодня, благодаря автоматическим кругам и электронным печам – это женское хобби, требующее терпения, творческого настроя, художественного таланта.

- Таким модным ремеслом я увлеклась четыре года назад, - рассказывает 27-летняя участница из Копейска Виктория Кузьмина. – Правда, влюбилась в него не с первого, а со второго взгляда. В первый раз вроде результат был, но самой мне не слишком понравилось. В то время в Челябинском центре народного творчества у меня работала подруга. Она разрешала приезжать по выходным и лепить из глины все, что угодно. Было приятно работать с пластичным и податливым материалом. Иногда казалось, что я не просто леплю, а создаю что-то живое.

Виктория участвовала в самом первом фестивале «Живой огонь». Но там ей не удалось в полной мере проявить себя. В нынешнем году она попробовала иные техники. Получилось значительно лучше. Обе ее работы отражали тематику «Время». Изделие представляло собой чашу. Внутри был изображен череп с надписью «Думай о смерти». Вторая работа имела вид знака бесконечности. На нем девушка изобразила символы, идущие от жизни к смерти. Начиналось все с растений, животных, заканчивалось – костями, надгробными камнями, воронами.

- Сейчас жюри удалилось на совещание, - пожимает плечами копейчанка. – Но я, если честно, абсолютно расслаблена. Для меня – участие важнее. У нас, прежде всего, коллектив единомышленников. Нам приятно находиться вместе, наблюдать за тем, как мы развиваемся. Если кто-то достиг успеха, другие испытывают не зависть, а радость. Конечно, грустно, когда изделие не получается, но это не главное. Опыт дороже.

 

 

Еще материалы по этой теме
Литературно-музыкальный вечер прошел в библиотеке Копейска
11 июня 2024 10:17
Литературно-музыкальный вечер прошел в библиотеке Копейска

8 июня в Центральной библиотеке Копейска прошел литературно-музыкальный вечер ко Дню России. Вст...

В библиотеках Копейска отметили день Пушкина
09 июня 2024 10:31
В библиотеках Копейска отметили день Пушкина

Не одно поколение выросло на произведениях Александра Сергеевича Пушкина, его творчество, ставше...

Новые дома культуры в Копейске стали центрами притяжения для жителей
08 июня 2024 13:56
Новые дома культуры в Копейске стали центрами притяжения для жителей

С января 2024 года, благодаря инициативе губернатора Челябинской области Алексея Текслера, начал...

Читайте еще новости

Темы новостей
Подпишись, чтобы не пропустить самое актуальное
Оставить комментарий
Новости СМИ2